Наследие Утыз Имяни

 

  

 

 

 

 

 

Проголосуй за наш сайт

 

|Праздники и мероприятия|

|Габдерахим Утыз Имяни|Биография|Наследие Утыз Имяни|Стихи|

Наследие Габдерахима Утыз Имяни 

 

Габдерахим Утыз Имяни оставил после себя огромное наследие. Хотелось бы рассмотреть его наследие с нескольких сторон.

Во-первых, в качестве поэта, это огромное число стихотворений на различную тематику. Кроме этого поэмы на различные морально этические темы. Из них «Джанах аль-фалях фи замми аль-мубах», в этой поэме Габдерахим говорит о разрешенных вещах. Автор советует особенно не увлекаться даже разрешенными делами и вещами, а пользоваться ими в меру. Он порицает жажду накопительства. В другой поэме «Дуррат аль-фахира», автор говорит о том, что ждет человека после его смерти, в загробном мире. Еще в одной поэме «Авариф аз-заман» поэт порицает новшества в религии внесенные в нее не грамотными людьми. Он выделяет четырнадцать новшеств распространенных в то время среди татарского народа. Можно заметить, что большинство его стихотворений и поэм тесно связано с религиозно богословской тематикой. Так же очень интересно стихотворение Утыз Имяни «Габдерахим болгари хатыны Хамида марсиясе» (Плач по жене Габдерахима булгари Хамиде). Это стихотворение меняет наше представление о взгляде Ислама на женщину, в нем женщина предстает не как рабыня мужа, а как настоящий друг и соратник. Автор называет в нем свою жену своей попутчицей, которая вместе с ним покинула родину и уехала на чужбину, собеседницей, с которой он делился своими проблемами в течение двадцати лет, лучом света, освещающим тьму. Он говорит, что она согревала его в холоде и была тенью в жаркий день, она была верным другом в то время когда другие оставляли его. В одном из своих стихотворений Утыз Имяни рассматривает тему законотворчества в Исламе. Он делит ученых правоведов на пять групп. Первая группа – это те кто могут заниматься свободным законотворчеством, т.е. создавать основы права, и, опираясь на них выводить законоположения, к ним он относит имамов, основателей четырех правовых школ. Вторая группа – это ученые, выводящие законоположения, опираясь на основы, выведенные первой группой ученых. К этой группе относятся ученики четырех имамов. Третья группа – это ученые, занимающиеся законотворчеством только по какой-либо одной проблеме, и естественно они мало известны основной массе обычных мусульман. Четвертая группа – это ученые правоведы, пишущие комментарии к книгам вышеупомянутых крупных ученых. Пятая группа – это ученые, занимающиеся анализом доказательств, приведенных первой, второй и третьей группой ученых.

Во-вторых, Утыз Имяни известен, в качестве ученого-богослова, УтызИмяни оставил нам огромное богословское наследие. В числе его работ «Рисала ад-дибага», в которой он рассматривает вопрос об использовании кож и шкур выделанных не мусульманами. Он говорит, что использование таких шкур запрещено, так как они нечисты, а каждому мусульманину перед совершением молитвы необходимо позаботиться о чистоте одежды, в которой он ее будет совершать. Особенно это, по мнению автора, касается суфиев, об этом автор сказал следующее: «В данном случае, в вещах, связанных с богослужениями, необходимо придерживаться более надежного мнения. Т.е. того мнения, что такая шкура ничем не очищается. И тем более этого принципа необходимо придерживаться суфиям и праведным людям, так как они аскеты и богобоязненные люди, поэтому их путь более узок и ограничен, чем у других. Более строгое мнение для них является фардом (обязательным), а менее строгое мнение для них является запрещенным. То же самое можно обнаружить и в Накшбандийском ордене. В их книгах сказано, что достижение высших степеней любви к Аллаху связано со следованием строгим мнениям и оставление менее строгих мнений и новшеств». Так же в этом труде автор призывает проверять информацию полученную из любого источника, об этом он говорит следующее: «Текст (или фразу), взятый из какого либо источника необходимо проверить. Если он взят из Корана, сунны, иджма, то по этому поводу не может быть разногласий. Если же он (текст), взят не из вышеперечисленных источников, а получен путем иджтихада, то необходимо его изучить. Если, он принадлежит муджтахиду, то мукаллиду следует его принять, и он не обязан требовать доказательств, т.к. слова муджтахида являются для него доказательством.

Если же тот, кто передает его, (текст) не является муджтахидом, то необходимо его изучить. Если он передает этот текст от муджтахида, то необходимо следовать этому тексту. Если же он передает его не от муджтахида, а говорит его от себя или от кого-либо другого или вообще не упоминает автора, но указывает доказательство, то по поводу этого текста нет разногласий. Если же он не привел доказательств, то необходимо изучить то, что он привел. Если его слова соответствуют основам (религии) и признанным источникам и если в нем нет противоречий, то разрешается действовать согласно тому, что он сказал. Но, несмотря на это необходимо потребовать у него доказательств. Если они противоречат основам (религии), то его слова не принимаются». Из этого отрывка видно, что автор хорошо разбирается в вопросах исламского права. Эта тема, выделка кож, на то время была очень актуальной для татар, так как они после долгого противостояния с российскими властями, смирились с необходимостью жить в российском государстве. Живя в России, они вступали во взаимоотношения с не мусульманскими народами, торговали с ними, и была необходимость в религиозном подтверждении разрешенности или запрещенности использования тех или иных товаров.

 Еще один трактат Утыз Имяни «Джавахир аль-баян» состоит из пяти глав, в нем рассматривается проблема новшеств в религии, а также порицается стремление к благам этого мира, и идет призыв к аскетизму. Говорится о необходимости знаний, следует призыв следовать Корану и сунне пророка Мухаммада с.г.с., порицается суфиевии, которые не следуют этим двум источникам, излишествуют, обирают народ и тем самым дискредитируют религию. Первая глава называется «Побуждение следованию сунне», в ней автор призывает следовать сунне пророка Мухаммада с.г.с. По этому поводу автор говорит: «В одном из хадисов приводится следующее: «Кто оживил мою сунну, будет со мною в раю. Кто хочет быть со мной, то пусть следует за мной. А кто хочет быть другом Аллаха и достичь внутреннего проникновения, то пусть следует (за пророком да благословит его Аллах и приветствует). Аллах в Коране сказал: «Скажи если вы любите Аллаха, то следуйте за мной и Аллах полюбит вас» 3:31. Из этого всем становится ясно, что все благо в следовании пророку да благословит его Аллах и приветствует». Вторая глава называется «О порицании бидга» т.е. новшеств. В этой главе автор приводит следующее высказывание пророка с.г.с.: «В одном из хадисов сказано: «Остерегайтесь нововведений, так как они все бидга, а каждая бидга – это заблуждение. И тот кто походит на кого то не из нас, тот не из нас»». Порицая людей следующих новшествам автор говорит: «Мубрадиг является грешником, и все его деяния отвергнуты. Аллах в Коране сказал : «Ведь Аллах принимает только от богобоязненных» 5:27. Богобоязнен тот, кто следует, и сатана тот, кто совершает бидга. Основой всех дел и слов является следование посланнику. Оставивший же основы, не достигнет цели. И на сколько, мубтадиг старателен в следовании бидга, на столько, он отдаляется от милости Аллаха». Третья глава называется «О порицании разрешенных наслаждений». В этой главе автор говорит следующее: «Знай, дорогой брат, не возможно исправить свое сердце, и направить его на путь указанный Аллахом, не препятствуя своей душе в разрешенных наслаждениях. Кто не привык довольствоваться только дарура (самым необходимым), тот подвержен одной из больших бед, разрешенным наслаждениям. А тот кто предается им, тот начинает опираться только на этот мир, и его душа преполняется этим миром, подобно пьянице который ни когда не трезвеет. Но эта радость благам этого мира приводит к бедам судного дня, потому, что этот мир можно сравнить со снегом находящимся на солнце. Он будет таять до полного исчезновения. А последующий мир подобен жемчугу, который ни когда не исчезнет. Поэтому аскет, отдаляющийся от благ этого мира, подобен человеку который обменял снег на жемчуг. А человек, стремящийся к благам этого мира подобен, тому кто отказывается от вышеуказанного обмена». Четвертая глава называется «О нраве и о том, каким он должен быть». В этой главе автор говорит следующее: «Суфи – это тот, чье сердце чисто, и наполнено рассуждениями. Он отдаляется от людей, для него нет разницы между золотом и глиной. Если же он не соответствует этим качествам, то любой собака Куфы лучше тысячи суфиев». Куфа – город в Ираке, один из известнейших центров правотворчества. В продолжении этой главы автор говорит: «Знай, что Накшбандийский тарикат, является путем сподвижников (пророка Мухаммада), да будет доволен ими Аллах, они в данном случае ни чего не убавили и не добавили. Этот путь является продолжением явных и скрытых богослужений. Он призывает следовать сунне, придерживаться наиболее трудных и объемлющих законоположений, оставлять бидга и более легкие законоположения и ощущать постоянное присутствие Аллаха. В одном из хадисов сказано: «Настанет время когда среди тысячи или более человек присутствовавших на молитве не будет ни одного верующего». В «Хидаяту ал-Агма» по этому поводу сказано следующее: «Если ты знаешь, что кто-либо летает по воздуху, ходит по морю, ест огонь или совершает другие караматы, однако он оставляет хотя бы один фард или сунну, то знай, что это сатана в человеческом обличии. И его действия не являются караматом, это колдовство. Пятая глава называется «О необходимости изучения шариатских наук». В этой главе автор сказал: ««Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поиск знаний обязанность каждого мусульманина и мусульманки», под знанием подразумевается знание, касающееся взаимоотношений, убеждений и совершения или оставления каких-либо действий. Безусловно, что получение всех знаний не является личной обязанностью каждого мусульманина, однако к личной обязанности относится получение знаний о состоянии, об основах религии и знаний в области исламского права. К знаниям же о состоянии относится знание относительно ситуаций, в которых оказывается человек в своей жизни, как знание о вере и неверии, знание о посте, молитве, закяте и других ситуациях, которые могут постигнуть человека в его жизни». Так же он сказал: «Некоторые невежественные суфии, основываясь на вышесказанном утверждают, что следование за шейхом в надежде найти прямой путь является обязательным. Они говорят: «У кого нет шейха, у того нем религии». Однако это противоречит шариату и является неверием, об этом говорится в «Тухфат аш-Шахан». Так же они утверждают, что для мюрида, знание явного не является обязательным, при этом они опираются на фразу из «ал-Мактубат». Однако они не правильно понимают смысл этой фразы, ведь их утверждение является отрицанием общепринятого фарда, да сохранит нас Аллах от этого». Это краткое описание рукописи «Джавахир ал-баян», но и этого достаточно, что бы увидеть, на сколько автор образован в религиозных и светских вопросах.

В другом труде Габдерахим рассматривает вопросы, связанные с обязательностью ночной молитвы. Так как Татарстан находится в широтах, где в летнее время ночью, не наступает полная темнота. Известно же, что время молитвы является одним из ее условий, поэтому Утыз-Имяни и большинство мусульман придерживались мнения о не обязательности ночной молитвы. Но позже была принята фетва о ее обязательности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Габдерахим Утыз Имяни поднимал и пытался решать важные, по его мнению, проблемы, существовавшие в татарском обществе того времени, некоторые из проблем, рассмотренных им актуальны даже в наши дни. К ним можно отнести религиозную неграмотность народа, даже многих представителей науки, следование различным новшествам, которые отсутствуют в религии, а иногда являются даже суевериями.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»